Мрамор является сегодня одним из самых популярных натуральных строительных материалов и одновременно одним из древнейших природных камней, который человек стал подвергать обработке. Уникальные свойства мрамора, в том числе высокая прочность, надежность, долговечность и широкое разнообразие цветов и оттенков, были по достоинству оценены человеком уже в глубокой древности. Благодаря своей мелкозернистой кристаллической структуре, мрамор легко полируется и режется без риска быть расколотым в процессе обработки, что дало человеку возможность использовать этот природный камень при возведении, облицовке и украшении древних жилищ, зданий культа и ритуала.

В древние времена особенно ценились белые породы мрамора, добываемые на греческом острове Парос, в горном массиве Марпесса. Именно из них затем создавались бессмертные творения древних мастеров — статуи богинь и героев знаменитой Эллады. Легкий желтоватый оттенок и бархатистость обработанной поверхности прекрасно подходил для создания великолепных скульптур. К северо-востоку от Афин также добывался молочно-белый мрамор с прожилками зеленоватой слюды. Из него были построены знаменитый Парфенон, храм Зевса Олимпийского и многие другие памятники Древней Греции. Примечательно, что с течением времени из-за повышения содержания железа этот мрамор приобретал благородный золотисто-бурый оттенок.

Шедевр архитектурного искусства, мавзолей Тадж-Махал, построенный в XVII веке на берегу реки Джамна, и сегодня поражает своим совершенством и монументальностью. При его строительстве использовался белый мрамор, добытый в Макоране, местечке близ индийского города Джайпура. Особый эффект комплексу Тадж-Махал придает своеобразная полировка мрамора, отражающая перемены в потоках света: утром, днем, вечером этот шедевр архитектуры выглядит по-разному. Мрамор был незаменимым материалом и во времена Средневековья и эпохи Возрождения. В частности, из этого природного камня высекал свои гениальные скульптуры великий итальянский мастер Микеланджело.

История мрамора в России также имеет глубокие корни. Для изготовления мозаичных полов, карнизов и других декоративных элементов в Древней Руси применяли пестрый мрамор Тавриды и карпатский мрамор белых и зеленых оттенков. Расцвет русского мраморного искусства был ознаменован строительством Санкт-Петербурга. Лучшие русские зодчие трудились над созданием его величественных дворцов и пышных загородных резиденций, и незаменимым помощником служил им  мрамор, уже одним своим видом придающий любому архитектурному сооружению торжественность и способность завораживать. Поэтому не стоит удивляться, что одним из главных архитектурных шедевров Северной Венеции стал Мраморный дворец. Он был построен архитектором А. Ринальди на месте Почтового двора с пристанью для двух так называемых "почтовых фрегатов", совершавших регулярные рейсы между Петербургом и Москвой. Императрица Екатерина II приказала для строительства дворца средств не жалеть.

В итоге, нижнюю часть здания облицевали гранитом, а вместо штукатурки по предложению архитектора для облицовки стен было решено использовать сразу тридцать два различных сорта мрамора. Белый мрамор привозили из Италии, это оказалось дешевле, чем везти его с Алтая или Урала. Остальной же облицовочный материал добывали в карьерах близ Ладожского и Онежского озер. Мрамор использовали и при оформлении десяти внутренних залов здания. Так появился знаменитый Мраморный дворец. И сегодня мрамор в России нисколько не утратил своей популярности, он широко применяется при строительстве, облицовке зданий и отделке внутренних помещений.